Как Лесной кодекс жизнь людям усложняет

Антон Сергиенко 
Восточно-казахстанцы пытаются разобраться, почему никто не хочет решать проблему права пользования объектами строительства на землях гослесфонда.

Хозяйка эко-поселья в горах Риддера Наталья БОРОВАЯ несколько лет пытается пробить стену непонимания госслужащих, так или иначе связанных с лесными территориями. По её мнению, реалии дня говорят о том, что грядёт эра развития внутреннего туризма. И когда она наступит, вопросы, на который десятилетиями никто не обращал внимания, выйдут боком и предпринимателям, и государству. В первую очередь переход права пользования объектов строительства на землях государственного лесного фонда. На востоке страны он очень актуален. Люди просят обновить законы и подзаконные акты, где прописываются и разъясняются вопросы и моменты по поводу перехода права пользования объектов строительства на землях гослесфонда, участки на которых предоставлены в долгосрочное лесопользование, а также прописать механизм перехода права лесопользования по данному вопросу.

- На данный момент в Лесном кодексе РК прописано только два случая перехода права пользования строениями - в случае смерти физического лица (тогда переход осуществляется наследникам автоматически) и при реорганизации юридического лица. А про живых, физических лиц – жителей Казахстана, которые в силу жизненных обстоятельств решили передать права собственности на объекты строительства и перехода права лесопользования, нет ничего. По крайней мере законного и без коррупционной составляющей. После множества писем и обращений в различные инстанции с целью разъяснить ситуацию, что же делать лесопользователю, если он хочет продать свои строения другому лицу на землях ГЛФ, смысл всех ответов таков: необходимо демонтировать объекты строительства, либо передавать на баланс лесным учреждениям, либо написать заявление о прекращении долгосрочного лесопользования. В последнем случае новый владелец строений должен стать участником очередного тендера на данный участок, однако нет никакой гарантии, что гражданин Казахстана, приобретя строения на участке, выставленном на тендер, выиграет данный тендер. То есть строения человек купил, готов и дальше развивать туризм, заниматься пасекой, огородничеством, но тендер он может проиграть в силу разных причин, - говорит она.

Как правило речь идёт об участках на удаленных территориях Восточно-Казахстанской области. По мнению интересующихся темой арендаторов, в случае проведения такого тендера необходимо найти ещё нескольких участников, которые к тому же на самом деле не будут претендовать на победу. Речи о том, чтобы данные земельные участки под строениями становились частной собственностью владельца, не идёт, они всё также остаются землями гослесфонда, но на основании договора о купле-продаже строения, право лесопользования по задумке предпринимателей должно перейти тому, кто приобрел эти объекты строительства с соблюдением всех необходимых формальностей: переоформление договора долгосрочного лесопользования, лесного билета на нового лесопользователя. 

Пример подобного неудобства в Риддере есть. В марте 2006 года, после проведенного тендера был заключен договор долгосрочного лесопользования на ГЛФ для оздоровительных, рекреационных, туристических, спортивных целей, сроком на 49 лет между Риддерским лесным хозяйством и Сергеем КОПЕЙКИНЫМ. На участке построили несколько гостевых домиков. В налоговый комитет ежегодно проплачивались налоги на строения и налоги на землю (выписывались лесные билеты), и Копейкин как индивидуальный предприниматель вносил ежемесячные налоги. В 2016 году объекты строительства прошли государственную регистрацию в Риддерском бюро технической инвентаризации. Прошло 15 лет, жизненная ситуация изменилась, и арендатор, построивший поселье, продал домики. Новый владелец продолжает развивать туристический бизнес. Но в договоре долгосрочного лесопользования, который заключили в 2006 году, отсутствовал и отсутствует пункт перехода права пользования объектами строительства на ГЛФ и переход права лесопользования тому, кто приобрел эти объекты строительства. При обращении к лесовладельцу (Риддерскому ГУ лесного хозяйства) и вышестоящий уполномоченный орган (Управление природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО), Копейкин получил отказ по разработке и заключению дополнительного соглашения (оговоренного в Правилах), из-за "несовершенства Лесного кодекса РК". Как говорилось выше, в нем прописано только два случая перехода права пользования – в случае смерти физического лица и при реорганизации юридического лица. Для себя он сделал вывод - живые жители Казахстана, лесопользователи, не могут по закону оформить изменения в жизни и работе на участках долгосрочного лесопользования ГЛФ.

Как говорит Наталья Боровая, это очень неудобно для всех. 12 января 2012 года в Лесном кодексе РК появилась статья 102-2, в которой прописан вопрос перехода права пользования объектами строительства на землях ГЛФ, где лесные ресурсы предоставлены в долгосрочное лесопользование, а затем был издан приказ министра сельского хозяйства от 14 октября 2015 года 18-02/923 об утверждении правил пользования участками государственного лесного фонда, для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристических и спортивных целей. Со дня принятия Лесного кодекса в 2003 году, по её информации, ни одного дополнительного соглашения к основному договору долгосрочного лесопользования между лесхозами и леспользователями заключено не было.

- Мало того не заключены, они даже не разработаны! Никто не хочет брать на себя ответственность и закончить работу, так хорошо начатую. Лесопользователи Риддера написали обращение в Комитет лесного хозяйства и животного мира с просьбой инициировать законы и подзаконные акты, где прописываются и разъясняются вопросы и моменты по поводу перехода права пользования объектов строительства на землях ГЛФ, участки которых предоставлены в долгосрочное лесопользование, а также прописать механизм перехода права лесопользования по данному вопросу, - рассказывает она.

В итоге, по замыслу лесопользователей, существующая проблема по переходу права пользования объектами строительства на землях гослесфонда и переход права долгосрочного лесопользования будет решена, а коррупционная составляющая по этому вопросу исчезнет сама собой, как и социальная напряженность по переходу права пользования объектами строительства и переходу права долгосрочного лесопользования. Основная мысль документа - граждане Казахстана не отказываются от лесопользования – они продают свои строения, и к покупателям переходит право лесопользования, одновременно с покупкой строений.

Фото: лесопользователи Риддера

Источник: ratel.kz